В данной статье мы поговорим о замене переднего ступичного подшипника и порядке работ, сопряженных с этим действом. Расскажем о "подводных камнях", которые могут всплыть при выполнении данных работ.
Возможно, статья будет немного напоминать "Плачь Ярославны", но такова правда жизни...

Итак, у Вас загудел или залюфтил передний ступичный подшипник. Вы, как любой здравомыслящий человек, сразу направляетесь в сервис для ремонта. Замена ступичного подшипника - не самая сложная процедура, но довольно часто данное действо не ограничивается чисто заменой подшипника, под замену может идти так же ступица, на которой, собственно, "сидит" подшипник и кулак. И финансовая составляющая работ бескомпромиссной стрелой летит вверх. То же самое происходит со временем ремонта, которое затягивается, продлевается и уже перечеркивает все ваши планы, чаяния и желания, тем более, если в этих Ваших чаяниях и желаниях, как транспортное средство участвует матиз.

Давайте попробуем разобраться почему так происходит и можем ли мы повлиять на эти, казалось бы не зависящие от нас превратности судьбы.

Замена ступичного подшипника подразумевает под собой снятие кулака со ступицей. Процедура не сложная, но и не без хитростей.
Владимир Труфанов рассказывал об этой операции в одном из своих видеороликах на канале Мира Матизов на youtube.com

Из вышеприведенного видеоматериала мы заострим Ваше внимание на снятии рулевого наконечника. Из опыта СТО Мир Матизов высверливание обломанной шпильки фиксирующей корончатую гайку рулевого наконечника происходит в 80-90% случаев.

шплинт рулевого наконечника Процедура это не сложная, но требует сверла определенного диаметра ну и дрели соответственно. Так что, если снимаете кулак самостоятельно, рекомендуем заранее обзавестись сверлом для высверливания обломавшегося шплинта и нового шплинта соответственно. Если этого не сделать, то поиск нужного сверла и тд, и тп увеличивает время ремонта. На СТО Мир Матизов процедура по высверливанию шплинта даже не указывается в заказ-наряде, как и сам шплинт в перечне запчастей. Все это высверливается и меняется автоматически. Ну, о том количестве матизов которые приезжают к нам в сервис имея вместо шплинта трогательную проволочинку лучше промолчать, хоть их и не мало. Среди автомастеров ходит байка о машине, в которой вместо шплинта был вбит деревянный чопик. Это конечно байка, а вот матизы которые приезжают к нам на СТО вообще без шплинтов это, к сожалению, реальность...

Теперь давайте поговорим собственно о кулаке. Если вы брали матиз в салоне и вы точно знаете, что кулак не снимался, то Вам волноваться не о чем. Если вы брали подержанный матиз или производили некоторые действия в гаражных сервисах, то с кулаком могут возникнуть некоторые проблемы.
Начнем по порядку. Если Вам, или предыдущему хозяину машины, не повезло с мастерами которые ремонтировали вам автомобиль, то первое что мог сделать неквалифицированный мастер это сорвать резьбу в кулаке под болт, который крепит кулак на палец шаровой опоры. Сорванная резьба это, по-уму кулак под замену. Хотя изредка положение можно спасти поставив, так называемый, "сквозняк" болта с гайкой, что изредка и делается и спасает положение. Но сделать это можно не всегда и это все же полумера и об этом не стоит забывать.
Стоит так же отметить, что диагностировать убитую резьбу можно только попытавшись открутить болт, изредка в это отверстие умудряются вкрутить болт с другим шагом резьбы, что напрочь убивает резьбу в кулаке, а заметить это можно только выкрутив неродной болт из кулака. И выходов из этой ситуации не много... ставить "сквозняк", пробовать нарезать новую резьбу в кулаке, что не всегда возможно сделать, ну и замена кулака. Любой из вышеперечисленных вариантов, как ни крути, ведет к увеличению времени ремонта.

запоротый зубилом матизДалее. Мы имеем снятый с матиза кулак с диском, ступицей и впрессованным туда подшипниками передней ступицы. При помощи пресса ступица выпрессовывается из кулака. После чего у нас остается кулак и ступица с впрессованными в них подшипниками.
Из кулака либо при помощи специальных выколоток или при помощи специального съемника снимается старый подшипник. Нередки случаи когда старый подшипник выбивается при помощи зубила и этим же зубилом на стенках посадочного места кулака оставляются зазубрины и тд. После этого даже самый распрекрасный подшипник в таком кулаке проживет не долго и тут уж деваться некуда - кулак под замену. Самое пакостное в этом то, что понять в каком состоянии находится кулак не сняв подшипник невозможно. И вы оказываетесь с перспективой замены кулака де-факто и вариантов тут нет. Точнее они есть. Ставить новый кулак или впрессовывать новый подшипник в старый кулак со 100% вероятностью того, что через пару недель или месяцев он снова загудит. Такая небольшая отсрочка, за которую вы платите из своего кармана.

Заканчивая нашу увлекательную эпопею с кулаком напомним, что если случилась такая беда и вы таки меняете кулак, и машина у вас выпуска после 2008 года, то кулак вам понадобится с отверстием под датчик оригинальные коды:
96284386 - кулак поворотный с отверстием под датчик, левый
96284387 - кулак поворотный с отверстием под датчик, правый

И не редка ситуация, когда нужных именно вам кулаков нет и нужно их заказывать и ждать пока они придут. Такое случается даже в СТО Мир Матизов. Изредка бывает, что в день приходит 3-4 машины с кулаками под замену и на всех их просто не хватает. Все же без вмешательства человеческого фактора кулак служит довольно долго.

Ступица матиза со следами от болгаркиЗакончив с кулаком, возвращаемся к ступице, которая с впрессованным подшипником лежит и ждет своего часа. Ситуация тут точно такая же как и с кулаком - подшипник снимается при помощи специального съемника. Ну или при помощи дедовских способов - молотка зубила и хита последних годов - болгарки. Методы эти как правило, не совместимы с жизнью ступицы, и оставляют на посадочных местах глубокие зазубрины и порезы. Случаи такого варварского съема подшипника со ступицы, как показывает практика СТО Мира Матизов не редки. И как и в случае с кулаком, известие о замене ступицы вы получаете де-факто. Понять в каком состоянии Ваша ступица можно только сняв подшипник. И вариантов решения проблемы тут не много - либо вы меняете ступицу, либо ставите новый подшипник на убитую ступицу как и в случае с кулаком со 100% уверенностью, что скоро он снова загудит.

Следует отметить, что если вы меняете ступицу на оригинальную, раньше была небольшая отдушина - оригинальные ступицы шли с уже впрессованными шпильками, но сейчас оригинальные ступицы идут без шпилек, так что вам их придется докупать и оплачивать работу по впрессовке их в ступицу.

щит тормозного диска матизСобственно на этом можно и закончить жуткую историю о замене переднего ступичного подшипника на Daewoo Matiz. Работа по самой замене подшипника проста и бесхитростна. Единственно то, о чем мы не упомянули это о возможной замены грязевого щитка тормозного диска - они делаются из очень тонкого металла и очень быстро сгнивают. Хотя щит не самая дорогая деталь, но время от времени ее можно отнести к категории редкой и именно по этой причине не мало матизов бегает без этих щитов.

Подводя небольшие итоги всего вышесказанного можно сказать следующее:
Если у вас все хорошо со ступицей и кулаком, Вы меняете подшипник и на этом все ваши мучения заканчиваются.
Если нет...то по самому плохому сценарию вы меняете кулак, ступицу и шпильки колеса. Не сильно приятная перспектива, но как любит говорить Владимир Труфанов,: "Пусть это горе будет самым большим и последним в Вашей жизни!"

Следует так же отметить, что все вышеописанные операции так же выполняются при замене тормозных дисков и колесных болтов (шпилек ступицы)

Из "мелочей" можно упомянуть, что если Вы ставите новые шпильки на ступицу, то имеет смысл поставить на них и новые гайки
Так же, есть вероятность замены гайки передней ступицы, но это, как правило происходит только в тех случаях, когда эту гайку неоднократно снимали и уже нет возможности нормально ее завальцевать на ступице.